Уроки «Булгарии»: о роли критических технологий

О.Л. Сергеев, к-т техн. наук, эксперт Всероссийского фонда образования

 Список летних чрезвычайных про­исшествий — гибели АПЛ «Курск», аварий самоходного глубоководного аппарата АС-28 и батискафа «Мир-2», самолетопад, авария на Саяно-Шушенской ГЭС пополнился ката­строфой теплохода «Булгария».

Эффективность и безопасность технологий эксплуатации достига­ется достоверностью и точностью ответов на вопросы: почему возникла аварийная ситуация и почему про­изошла катастрофа. На эти вопросы должна ответить и правительственная комиссия по расследованию корабле­крушения на Волге.

 Несомненно, трагедия произошла по законам водной стихии в резуль­тате непреодолимых препятствий в управлении судном, не расчетного опрокидывающего момента динами­ческой ветровой нагрузки.

В условиях значительной бортовой парусности, наличия остаточного крена, отказа одного из двух главных двигателей «Булгария» потеряла остойчивость, опрокинулась и быстро затонула.

 Фатальность этих условий харак­теризует низкую эксплуатационную надежность не только «Булгарии». С определенной вероятностью и в другом сочетании они могут угро­жать всем теплоходам, входящим вместе с береговой инфраструктурой в систему эксплуатации судов данного проекта.

Отечественный и мировой опыт свидетельствует: надежность, — кате­горию вероятностную, следует про­гнозировать и обеспечивать конструк­тивно. За данный элемент системы отвечает главный конструктор про­екта, организующий работу головного предприятия, замыкающего на себя все уровни кооперации предприятий-смежников.

Малейшие сбои в работе коопе­рации создают условия для утраты критических технологий и предпо­сылки к авариям и катастрофам.

Главный конструктор определяет и программу испытаний, подтверж­дающих ТТХ судов данного проекта и надежность системы в целом.

На основе анализа результатов испытаний и с учетом достижений научно-технического17 прогресса при­нимается решение о сроках капиталь­ного ремонта, модернизации или утилизации судов данного проекта.

Естественная утрата критических технологий не позволяет воссозда­вать ретро конструкции с требуемой надежностью и безопасностью экс­плуатации.

История знает поучительные при­меры наказания за неуважение к опыту прошлых поколений. Точная копия каравеллы Колумба через две минуты после спуска на воду со ста­пелей круто легла на борт и перевер­нулась.

 Повторить юбилейное плавание через океан в честь открытия Америки не удалось. Хотя все было сде­лано по сохранивш

имся чертежам, из выдержанной древесины. Да и Национальный комитет по празднованию 500-летия поручил строительство каравеллы профессиональным судо­строителям.

Когда же стали искать причины неудачи, то варианты вдруг

оказались в избытке: и свинцового балласта как будто бы недостаточно, и мелководье сыграло свою роль, и даже киль — как будто бы не тот,что был 500 лет назад.

Жертвой подобного подхода стал и давно разменявший полувековой юбилей теплоход «Булгария», утра­тивший после капитального ремонта в 1980 году критические технологии поддержания работоспособности основных и вспомогательных меха­низмов, элементы береговой инфра­структуры.

Без производственной кооперации с судостроителями из Чехословакии удавка дефицита комплектующих захлестнула не только однотипные с «Булгарией», но и суда более новых проектов.

С этим связан и отказ главного двигателя «Булгарии» и крен при заполненных судовых цистернах бытовых отходов, не слитых через специальное береговое устройство.

Сегодня после трагедии чинов­ники предлагают «отключить от инфраструктуры» суда, не полу­чившие в установленном порядке лицензию на эксплуатацию. Стиму­лируя этим источник коррупции и аварийных

Подъём линкора "Новоросийск" 1957 г.ситуаций.

Традиционно фактор критических технологий минимизируют знания и опыт, полученные экипажем стро­ящегося корабля. Несоблюдение этого правила ведет к трагическим последствиям. Второй экипаж под­водой лодки «Комсомолец» был бес­силен спасти корабль при возникшем пожаре.

Ситуация усугубляется на кора­блях, построенных по зарубежным проектам. Роковую роль в потере остойчивости ЛК «Новороссийск», подорванного на Севастопольском рейде, сыграло беспрепятственное распространение воды на броневой палубе по левому борту. По причине непонимания экипажем функций крышек (лючков) в водонепроница­емых переборках в месте прохож­дения монорельса для транспорти­ровки боезапаса.

После приобретения во Франции вертолетоносцев типа «Мистраль» на грабли критических технологий рискует наступить и Минобороны России, забывшее сомнительный опыт включения в состав ВМФ СССР итальянских и немецких кораблей. Как и причины поспешного избав­ления от «иностранцев» после гибели ЛК «Новороссийск».

Успешность модернизации, сни­мающей фактор критических техно­логий на этапах жизненного цикла системы, определяется концентра­цией новых знаний и опыта, матери­ального и кадрового ресурса.

В США эта стратегия называется CALS/PLM (Continuous Acquisition and Life-Circle Support и Product Life-Circle Management).

По критерию «время — эффективность» она обеспечила долголетие стратегического бомбарди­ровщика В-52. Сегодня его пилотируют внуки первых летчиков.Продолжение попыток тиражировать с нуля новые системы служит генерации критических технологий, росту стоимости и срокам обновления, снижению экс­плуатационной надежности машинного парка.Так пиррова победа Московского института теплотехники (МИТ) в конкурсе над профессио­нальным проектантом мор­ских ракет — ГРЦ имени Макеева обернулась при создании с нуля «Булавы» изобретением механизма выкачивания в течение 14 лет бюджетных средств на генерацию критических тех­нологий.После ходовых испы­таний новый ракетоносец «Юрий Долгорукий» встал на заводской ремонт. Бес­прецедентные меры по испытанию трех одинаковых ракет не установили «пла­вающий» источник отказов, породив очередного «кота в мешке» в серийном производстве.

На аналог «Булавы» 40-летней дав­ности — «Посейдон СЗ» американцы потратили 4 года. В те же сроки в СССР была создана МБР Р-7, запущен первый спутник Земли и космический корабль с человеком на борту.

Четыре года потребовалось маке-евцам на модернизацию «Синевы» по проекту «Лайнер», успешные испы­тания которого завершились недавно.

При всех фантастических ресурсах экономика СССР была не в силах поддержать боеготовность армады систем оружия, остановить рост ава­рийности, дефицита комплектующих и ремонта техники.
Результатом явилось, в частности, обвальное сокращение корабельного состава ВМФ. Те же процессы прошли в морском и речном флоте, где госу­дарство сняло с себя ответственность за утилизацию, ремо
нт и обновление парка приватизированных судов, что непосильно для частных владельцев.
Пора отказаться от иллюзий: не будет капиталист вкладывать деньги в ремонт и латание заплат на уста­ревшем морально и физически обо­рудовании.
Более эффективны его вложения в модернизацию с учетом этапов «жиз­ненного цикла» крупных энергетиче­ских и транспортных систем.

Участившиеся катастрофы в хвосте «жизненного цикла» под­тверждают ущербность нашей веры в «вечный двигатель» и заставляют по-новому оценить этап утилизации, который при «сквозном» проекти­ровании определяет облик будущей системы «человек-машина-среда’.

В сравнении с «Булгарией» и пер­манентным самолетопадом ката­строфа на СШГЭС могла иметь гло­бальный масштаб.

Создается, однако, впечатление, что вместо принятия реальной про­мышленной политики, мы продол­жаем вкладывать деньги налогопла­тельщиков в создание региональных баз аварийного судоподъема и разра­батывать законодательство для судо­ходных компаний по страхованию пассажиров судов за счет удорожания стоимости услуг.
 
19

Be the first to comment on "Уроки «Булгарии»: о роли критических технологий"

Leave a comment

Your email address will not be published.


*