В новую эпоху через Центр Инженерно-технических компетенций

Вячеслав Александрович Макович,
Управляющий партнер VM Consult,
эксперт «Инженерного Клуба»
Аграрная эпоха характеризовалась развитием земледелия и животноводства, выделением специализированного ремесла. Наиболее ценным ресурсом были плодородные земли. Основой промышленной эпохи явились машинные технологии, принесшие массовое производство. Наиболее
ценным ресурсом стали машины и оборудование. Наступающая на современность информационная эпоха берет за основу знания, а наиболее ценным ресурсом становится квалифицированный, коммуникабельный и творческий работник. Специалистам «Инженерного Клуба» совместно с Санкт-Петербургским Межрегиональным Ресурсным Центром и Институтом Инновационных Технологий в Бизнесе был инициирован проект, отвечающий вызовам новой экономики.
    «У вас очень умные люди, вот только квалификации у них нет» — заметил Халлер Франц-Ксавьер, директор фабрики ООО «БСХ бытовые приборы» в рамках своего выступления на пленарном заседании Петербургской Технической Ярмарки 2011. И, действительно, согласно исследованию ВЦИОМ, 62 % бизнесменов ощущают угрозу нехватки профессиональных кадров, а по данным исследования компании McKinsey [1], дефицит профессиональных навыков является одной из шести основных причин низкой производительности труда в России.
   Вот несколько актуальных тенденций:
    «Демографическая яма». Все младенцы, которые вступят в трудоспособный возраст к 2030, уже родились и сейчас с уверенностью можно утверждать,что приток молодежи в производство резко сократиться: через 20 лет людей в трудоспособном возрасте в России станет на 18 миллионов меньше, чем сегодня [2].
То есть мы потеряем 20 процентов трудоспособного населения, и этот дефицит необходимо будет компенсировать своевременной переподготовкой взрослого населения.
Уменьшение жизненных циклов технологий. Раньше в авиации смена поколений технологии занимала 10-15 лет,сейчас технологии меняются уже каждые 5 лет [3]. Раньше знаний и навыков, полученных на начальном этапе, могло хватить на весь период трудовой деятельности.Сейчас за этот же период происходит смена 5-8 технологий, заставляющих человека не только приспосабливаться к ним,но и, зачастую, менять свою профессию.По данным опроса руководителей, приведенным О.А. Колесниковой и Р.В. Рывкиной [4], такие мероприятия вызвали на 70% предприятий дополнительную потребность в квалифицированных рабочих, в том числе способных обслуживать появившееся технологическое оборудование.
   Снижение качества подготовки кадров. Согласно оценкам конкуренто способности стран экспертами Всемирного экономического форума (ВЭФ) с 2006 по 2009 г, Россия по индикатору «Качество системы образования» (Рис. 1) в течение
указанных четырех лет занимала в рейтинге 36—56-е места и существенно проигрывает в динамике развития как Китаю, так и Бразилии [5].При этом, менее 40 % выпускников ВУЗов и только около 60 % выпускников среднего профессионального образования трудоустраиваются по специальности.Помимо этого, разрушены прежние связи между 27
профессиональным образованием и профессиональным трудом.Однако, несмотря на то, что значительная часть работодателей уже сейчас испытывает потребность в переобучении и повышении квалификации своих работников, количество реальных проектов не столь велико.
   Только 33 % российских предприятий предоставили своим работникам формальное обучение в течение года. По данному показателю Россия существенно отстаёт даже от стран Восточной Европы:в Польше, например, данный показатель составляет 47%, в Чехии — 62%, в Словакии — 80% [6].
Существуют две основные причины отказа промышленных предприятий от осуществления мер по профессиональной подготовки своих работников: недостаток средств (64 %) и отсутствие соответствующих учебных программ (28 %). Создание Центра Инженерно-Технических Компетенций направлено на решение обозначенных проблем.
ЦИТК представляет собой учебно-методический центр, объединяющий в себе материально-техническую базу практического профессионального обучения и современные образовательные методики и технологии, позволяющие готовить специалистов, отвечающих актуальным требованиям. Идея проекта — создание на основе государственно-частного партнерства центра инженерно-технических компетенций, реализующего систему комплексной непрерывной профессиональной подготовки руководителей и специалистов для промышленных предприятий по информационным, инженерным,техническим, экономическим направлениям на основе специализированных учебных программ.
   Работа центра основана на взаимодействии государственных органов, образовательных учреждений, предприятий и организаций различных форм собственности,зарубежных партнеров. Тесная работа с промышленностью позволит сформировать релевантный набор учебных программ, а сотрудничество с органами власти позволит обеспечить оптимальные для предприятий схемы финансирования обучения. Структура Центра представлена на рисунке 2.
Качественная система обучения и переобучения кадров является необходимым условием обеспечения конкурентоспособности отечественной промышленности. Поэтому крайне актуальным является создание и развитие центров подготовки и переподготовки профессионально-технических кадров. Именно здесь проявляется интеграция образования и производства. От лица участников проекта приглашаю Вас направлять свои пожелания и предложения по его развитию на электронный адрес «Инженерного Клуба»: info@enginclub.ru.
Список источников
1. McKinsey & Company. Эффективная Россия: производительность как фундамент роста. 2009
2. Графова Л. Уж лучше вы — к нам. Чем нам грозит «демографическая яма»/«Российская газета» — Столичный выпуск №5220 (141)
3. Новиков А.М. Развитие отечественного образования / Полемические размышления. — М.: Издательство «Эгвес»,2005. — 176 с.
4. Коленникова О.А., Рывкина Р.В..Кадровые проблемы российской промышленности — где выход? Демоскоп. № 391 -392 28 сентября — 11 октября 2009
5. Горбашко Е., Дюков И., Туманов К., Грамотные специалисты смогут обеспечить конкурентоспособность России. «Стандарты и качество», №2, февраль, 2011
6. Гимпельсон В.Е. Нужны ли нашей промышленности квалифицированные работники/ — М.: Изд. Высшей Школы Экономики, 2010. — 72 с.
                             В интересах инженерной школы
21 апреля 2011 года Санкт-Петербургское Региональное отделение «Союза машиностроителей России» совместно с «Инженерным Клубом» провели открытое заседание Клуба по теме: «Современные тенденции подготовки инженерно-технических кадров  для решения задач модернизации отечественной промышленности». Встреча прошла на площадке Санкт-Петербургского Государственного политехнического университета.Вопросы подготовки инженерно-технических кадров в России самым тесным образом связаны с процессом модернизации отечественной промышленности. Наукоемкие предприятия нуждаются в новых кадрах, которые уверенно владеют инженерными знаниями в соответствии с потребностями предприятий и современными реалиями развития промышленных отраслей. Чтобы соответствовать требованиям времени, система подготовки научного и инженерно-технического персонала нуждается в постоянном внимании, глубоком анализе и вдумчивом бережном преобразовании. Модернизационный успех нашей страны может основываться только на качественном фундаментальном образовании, восприимчивости к инновациям и уникальной инженерной школе.
  На заседании были представлены экспертные точки зрения на проблему подготовки кадров, как со стороны промышленности, так и со стороны сферы образования. Подробнее с ними можно познакомится на страницах 61-65 данного номера.

Be the first to comment on "В новую эпоху через Центр Инженерно-технических компетенций"

Leave a comment

Your email address will not be published.


*