Всегда дорогое «удовольствие»

Летом 2015  года вступили в  силу изменения в  закон о гособоронзаказе, вменившие всем исполнителям ГОЗ полностью искаженную систему оборота финансовых средств по оборонным контрактам. Нельзя сказать, что эти новации пролетели совсем мимо внимания профильных структур парламента. Попытки критического осмысления были, но увы…

Тем не менее, в  апреле 2015-го в  Санкт-Петербургском региональном отделении Союза машиностроителей России прошло экспрессобсуждение законопроекта, результатом которого стало письмо в аппарат Союза в Москву, где, в частности, говорилось:

«… экспертами Санкт-Петербургского регионального отделения «Союз машиностроителей России» изучен проект федерального закона №  764700–6  о  внесении изменений федеральный закон «0 Государственном оборонном заказе».

13-1

Если в  целом оценивать законопроект, то  на  наш взгляд, в первую очередь, необходимо отметить несоответствие цели и  средства решения поставленной задачи. Заявленная цель нормативного регулирования — избежать необоснованного повышения цен на  оборонную продукцию, при этом предлагаемое основное средство — контроль денежных потоков. Мы считаем, что контроль денежных потоков не сможет достичь поставленной цели по причине того, что нельзя контролировать цену, контролируя денежные потоки.

Вместе с  тем, контролировать контрагентов оборонзаказа необходимо. Этого можно достичь, следуя примеру ОАО «Газпром», где создана система, при которой предприятие работает только с компаниями с известными бенефициарами (акционерами), директорами и  непосредственно само их проверяет. Если компания вызывает подозрения, с ней отношения прекращаются или вообще отказываются от  совместной работы.

Кроме того на наш взгляд представляется целесообразным на Том этапе нормативно определить само понятие «необоснованное завышение цен на продукцию», а впоследствии, для противодействия завышению цен, создать методики определения себестоимости продукции и  плановой рентабельности для участников процесса. Контролировать действия предприятий соответствию методикам довольно просто, и не понадобится загружать финансовую систему страны дополнительной работой. С  учётом того, что контроль движения денежных средств и так уже осуществляется в соответствии с Законом «0 банках и банковской деятельности».

13-2

Таким образом, для борьбы с завышением цен в ОПК предлагается за счёт внутренних резервов Минпромторга, МО РФ и других заказывающих ведомств создать совместные рабочие группы, на  которые возложить ответственность за  формирование и  исполнение методик позволяющих определить стоимость конечной продукции и корректировать её, в зависимости от  инфляции, стоимости ресурсов, материалов, рабочей силы и т. д. Всё это, на наш взгляд, позволит не допустить завышения цен путем включения в  состав себестоимости необоснованных затрат.

Вместе с тем, изучив предложенный документ, мы не исключаем, что его основная цель — направить все денежные потоки оборонзаказа в  5–6  банков. Тогда необходимо обязать всех контрагентов открыть в  них счета, а  не загружать финансовую систему, как это и предусмотрено в законопроекте».

Как уже говорилось, законопроект стал законом. Последствия не замедлили сказаться. В  настоящей рубрике представлены сразу два материала, посвященные осмыслению произошедшего и  попыткам сохранить способность выпускать необходимую стране продукцию, вопреки «несмешному юмору» законодателей. Первая статья рубрики также косвенно апеллирует к  необходимости более вдумчивого отношения к такому масштабному и чувствительному сектору экономики как ОПК.

Возможность производить боевые системы мирового уровня — это всегда дорогое удовольствие. Еще большее его удорожание посредством неумного законотворчества точно не помогает в плане конкурентоспособности.

Александр Пылаев,

редактор «ЭС»

Be the first to comment on "Всегда дорогое «удовольствие»"

Leave a comment

Your email address will not be published.


*