Как известно, в России каучук не добывается. Преимущественно мы импортируем его из Малайзии. Эксперты компании «Техномаш» придумали, как получать заменитель этого сырья из старых автомобильных покрышек. Ноу-хау — в применении модификатора-рециклизата, эффективность которого проверена на практике.
Резинотехнические смеси нашли широкое применение в нашей повседневной жизни. Они используются для производства многих тысяч изделий. При приготовлении смесей требуется большое количество каучука, сажи, серы и многих других химических элементов. За последние 5 лет, потребности только в каучуке возросли на 30%, а стоимость материалов (в том числе каучука) возросла в 2 раза.
Изношенные автошины и другие использованные резинотехнические изделия являются источником ценного вторичного сырья: резины (каучука), сажи (практически чистого углерода) и др. До 90% всех резиносодержащих отходов находятся в шинах и представляют огромный резерв сырья. Ценность ресурсов диктует необходимость использования вторичного сырья с максимальной эффективностью. В мировой практике дробленая резина используется следующим образом:
1 — дробление с последующим сжиганием на электростанциях или в цементных печах с получением тепла;
2 — дробление и измельчение до крошки мельче 3 мм с последующим использованием для производства неответственных изделий типа ковриков или для добавления в асфальтовые смеси;
3 — дробление и измельчение до крошки мельче 3 мм с последующим получением регенерата;
4 — дробление и измельчение с помощью жидкого азота до порошка мельче 200 микрометров с возможностью использования его в объеме 30% для производства изделий не выше средней ответственности;
5, 6 — дробление, измельчение и крекинг с получением различных видов жидкого топлива или сажи (пиролиз);
7 — дробление, измельчение, перемешивание с модификатором для получения рециклизата (вторичной сырой резины).
Некоторые сравнительные аспекты экономической эффективности при использовании различных технологий переработки автомобильных покрышек и резиновых отходов в резиновую крошку, а затем использование последней за период в течение 10 лет при условии уровня цен на энергоносители и материалы, соответствующего ценам 2004 г. приведены на рисунке.
Технология с получением рециклизата (7) является экологически чистой, обеспечивает безотходную утилизацию и является наиболее экономически выгодной, так как при себестоимости 1 т полученного рециклизата $1200, его рыночная стоимость составляет не менее $2000 за 1 т. Рециклизат (вторичная сырая резина) может быть использован в качестве добавки при производстве новых автопокрышек, транспортерных лент, эластичных красок, приводных ремней, колес насосов и флотомашин, футеровок мельниц, течек и бункеров, фундаментов домов в сейсмоопасных зонах, бордюров дорог, ковриков и т. д.
Рециклизат, в сущности, представляющий собой сырую резину, может многократно перерабатываться и добавляться до 20100% по массе в различную вновь изготовляемую резиновую продукцию: подошвы для обуви, мастики, асфальтобитумные покрытия, шифер, новые покрышки и т. д. тем самым снижает потребность в первичных материалах, особенно каучуков.
Таким образом, предлагается принципиально новый подход к решению проблемы утилизации резиновых отходов (крошки, подвулканизованной резины) с применением модификатора АРС, действие которого обусловлено образованием рециклизата — активного промежуточного комплексного соединения с полимерными цепями каучука в местах разрыва поперечных полисульфидных связей вулканизата, по внешнему виду представляющего собой обычную резиновую смесь.
Рециклизат, полученный с применением системы АРС, содержит до 9092% резиновых отходов, а вулканизаты характеризуются достаточно высокими физикомеханическими показателями, зависящими от типа используемых резиновых отходов и способа их обработки.
Рециклизат хорошо пластифицируется, формуется и вулканизуется при 150 °C в течении 12 мин. Вулканизованный рециклизат даже без химических добавок обладает высокими механическими характеристиками: предел прочности 716 МПа, относительное удлинение 220410% и твердость по Шор А 6070 единиц. Товарная форма: поставляется в виде ленты или в сыпучем состоянии в мешках или картонных коробках на поддонах. Срок годности — не менее 1 года. Область применения. Рециклизат может использоваться в качестве наиболее объемной составляющей при производстве автопокрышек, при производстве транспортерных лент и в качестве основного материала колес насосов и флотомашин, эластичных красок, футеровок мельниц, течек и бункеров, ковриков, бордюров, переездов рельсовых дорог, подкладок под рельсы и т. д. Стоимость Рециклизата в 1,52 раза ниже, чем рыночная стоимость резин с подобными свойствами.
Вышеприведенные преимущества подтвердили себя при промышленном использовании изделий на основе рециклизата. В частности, восстановленные автомобильные покрышки с использованием в своем составе 55% рециклизата показали лучшие результаты по износу по сравнению с серийными, а стоимость использованных материалов при изготовлении протекторной ленты снизились более, чем на 50%.
Ресурсосбережение налицо.
К. В. Васильев,
ООО «Техномаш»
Be the first to comment on "Вторая жизнь «лысой» резины"