Вторая жизнь «лысой» резины

Как известно, в  России каучук не добывается. Преимущественно мы импортируем его из  Малайзии. Эксперты компании «Техномаш» придумали, как получать заменитель этого сырья из  старых автомобильных покрышек. Ноу-хау — в  применении модификатора-рециклизата, эффективность которого проверена на практике.

53

Резинотехнические смеси нашли  широкое применение в  нашей повседневной жизни. Они используются для  производства многих тысяч изделий.  При приготовлении смесей требуется  большое количество каучука, сажи, серы  и многих других химических элементов.  За последние 5 лет, потребности только  в каучуке возросли на 30%, а стоимость  материалов (в  том числе каучука) возросла в 2 раза.

 Изношенные автошины и  другие  использованные резинотехнические  изделия являются источником ценного  вторичного сырья: резины (каучука),  сажи (практически чистого углерода)  и  др. До  90% всех резиносодержащих  отходов находятся в  шинах и  представляют огромный резерв сырья. Ценность ресурсов диктует необходимость  использования вторичного сырья с максимальной эффективностью. В мировой практике дробленая  резина используется следующим  образом:

1 — дробление с  последующим  сжиганием на  электростанциях или  в цементных печах с получением тепла;

2 — дробление и  измельчение  до крошки мельче 3 мм с последующим  использованием для производства неответственных изделий типа ковриков или  для добавления в асфальтовые смеси;

3 — дробление и  измельчение  до крошки мельче 3 мм с последующим  получением регенерата;

4 — дробление и  измельчение  с  помощью жидкого азота до  порошка  мельче 200  микрометров с  возможностью использования его в  объеме 30%  для производства изделий не выше  средней ответственности;

5, 6 — дробление, измельчение и крекинг с  получением различных видов  жидкого топлива или сажи (пиролиз);

7 — дробление, измельчение, перемешивание с  модификатором для получения рециклизата (вторичной сырой  резины).

Некоторые сравнительные аспекты  экономической эффективности при  использовании различных технологий переработки автомобильных  покрышек и резиновых отходов в резиновую крошку, а  затем использование  последней за период в течение 10 лет при условии уровня цен на  энергоносители  и  материалы, соответствующего ценам  2004 г. приведены на рисунке.

Технология с  получением рециклизата (7) является экологически чистой,  обеспечивает безотходную утилизацию  и  является наиболее экономически  выгодной, так как при себестоимости  1  т полученного рециклизата $1200, его  рыночная стоимость составляет не менее  $2000  за  1  т.  Рециклизат (вторичная  сырая резина) может быть использован  в  качестве добавки при производстве  новых автопокрышек, транспортерных  лент, эластичных красок, приводных  ремней, колес насосов и  флотомашин,  футеровок мельниц, течек и  бункеров,  фундаментов домов в  сейсмоопасных  зонах, бордюров дорог, ковриков и т. д.

Рециклизат, в  сущности, представляющий собой сырую резину, может  многократно перерабатываться и добавляться до 20100% по массе в различную  вновь изготовляемую резиновую продукцию: подошвы для обуви, мастики,  асфальтобитумные покрытия, шифер,  новые покрышки и т. д. тем самым снижает потребность в  первичных материалах, особенно каучуков.

54

Таким образом, предлагается принципиально новый подход к  решению  проблемы утилизации резиновых  отходов (крошки, подвулканизованной  резины) с  применением модификатора  АРС, действие которого обусловлено  образованием рециклизата — активного  промежуточного комплексного соединения с  полимерными цепями каучука  в местах разрыва поперечных полисульфидных связей вулканизата, по  внешнему виду представляющего собой  обычную резиновую смесь.

Рециклизат, полученный с  применением системы АРС, содержит до 9092%  резиновых отходов, а  вулканизаты  характеризуются достаточно высокими  физикомеханическими показателями,  зависящими от типа используемых резиновых отходов и способа их обработки.

Рециклизат хорошо пластифицируется, формуется и  вулканизуется  при 150  °C в  течении 12  мин. Вулканизованный рециклизат даже без химических добавок обладает высокими  механическими характеристиками:  предел прочности 716  МПа, относительное удлинение 220410% и  твердость по Шор А 6070 единиц. Товарная  форма: поставляется в  виде ленты или  в сыпучем состоянии в мешках или картонных коробках на поддонах. Срок годности — не менее 1 года. Область применения. Рециклизат  может использоваться в  качестве наиболее объемной составляющей при производстве автопокрышек, при производстве транспортерных лент и  в  качестве  основного материала колес насосов  и  флотомашин, эластичных красок,  футеровок мельниц, течек и  бункеров,  ковриков, бордюров, переездов рельсовых дорог, подкладок под рельсы и т. д.  Стоимость Рециклизата в  1,52  раза  ниже, чем рыночная стоимость резин  с подобными свойствами.

Вышеприведенные преимущества  подтвердили себя при промышленном  использовании изделий на основе рециклизата. В  частности, восстановленные  автомобильные покрышки с  использованием в своем составе 55% рециклизата  показали лучшие результаты по  износу  по сравнению с серийными, а стоимость  использованных материалов при изготовлении протекторной ленты снизились более, чем на 50%.

Ресурсосбережение налицо.

К. В. Васильев,

ООО «Техномаш»

Be the first to comment on "Вторая жизнь «лысой» резины"

Leave a comment

Your email address will not be published.


*