Журнал «Экспертный союз» № 4. Колонка редактора

 «Умственное общение наше с Западом имеет не только

выгодные стороны.Принимая чужие идеи,часто весьма

относительные,мы растериваем свои,основанные на прочном

опыте.Подчиняясь всемиргому хору мнений,слагающемуся

в значительной степени стихийно,мы утрачиваем ту честность

мысли,которая отличает всякую индивидуальность.В самом

внутреннем и важном отношении мы теряем свою народную

                         душу,заменяя её безразличной международной.

….прошу припомнить то,что говорит психология о роли

слишком большой толпы и массовых внушениях.Единение мысли,

столь благодететельное для широты её, очень вредно отражается

на на глубине.Нет сомнения,если бы Россия могла несколько

эмансипироваться от гнёта ей чуждых умственных влияний,

                                                        её собственное духовное творчество только выиграло бы»

 Михаил Осипович Меньшиков

из статьи «Замкнутое государство»,октябрь 1902 г.

С чего начинается родина? По факту, с кассы. Родился – заплати. Это не максима, увы, а железобетонная проза жизни. Сегодня все мы существуем в этой парадигме, периодически предаваясь абстрактным мечтаниям на тему «В чем наша национальная идея, и где бы ее обрести?» Готовность заплатить за идею наличными, равно как и предпочтение банковских переводов, проблему хронически не решают. 

2

Подрастающие поколения прямо с детского садика научаются воспринимать родное государство как некую пеструю эклектичную структуру, генерирующую противоречивые смыслы при абсолютной стабильности главной функции – сбора денег с населения. За детский садик, школу, вуз, лекарство,газ и возможность включить телевизор, который иногда, в паузе между рекламой,торжественно намекает на некий загадочный патриотизм. Продвинутый «пользователь» современной России, уже поставивший галочки в правильных клеточках бланка ЕГЭ с готовностью пояснит, что патриотизм – это что-то из области эмоций, обычно входящих в набор футбольного болельщика. Делится на патриотизм общенациональный и клубный. Как-то так…

Есть приятная новость.

На уровне глубинной цивилизационной самоидентификации описанная выше стандартная схемка перестала выглядеть забавным постсоветским экспериментом и превратилась в устойчивый фактор общенационального раздражения. Спустя двадцать лет, наконец, выясняется, что большинство из нас не желает быть самодвижущимся приложением к банковской карте.

Опять же, само государство, взявшись за стратегические «длинные» цели, вдруг оказывается перед лицом жесткого кадрового дефицита. Молодые и перспективные в ответ на призыв к патриотизму, вдруг начинают вести разговор в привычной с младенчества манере: «Сколько, родина, заплатишь?» В благодарность за заботу о человеческом капитале родина получает бонус — возможность первой (вне очереди!) сделать свое «бизнес-предложение». Ничего личного…

Тут вспоминается одна неновая и несложная мысль. Полноценное образование и воспитание – это система, которая плохо сочетается с периферией в виде кассового аппарата. То есть сочетать можно, но результат будет один – тонкий, легко мнущийся, с бледными цифрами и пустым лицемерным восклицанием «Спасибо за покупку!». Можно выбрасывать.

Александр Пылаев редактор «ЭС»

st002

Be the first to comment on "Журнал «Экспертный союз» № 4. Колонка редактора"

Leave a comment

Your email address will not be published.


*